Упражнения на развитие памяти

Отправлено 13 февр. 2020 г., 06:00 пользователем Ольга Проскурина
Консультация подготовлена
 воспитателем группы №10 
Пахомовой Г.Ф.
1.Тактильная и двигательная память.
1. «Теплый-холодный, сухой-мокрый». Подготовьте стимульный материал, например, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п. Сначала предложите ребёнку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, дает ему название и говорит, какой он наощупь (например, «Это сухой и теплый клубок ниток»).
2. «Найди такой же». Ребёнок с закрытыми глазами ощупывает ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые, колючие, бархатистые, скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощупывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом - одной рукой (правой, левой); а нахождение предметов - двумя руками одновременно, той же и другой рукой.
3. «Запомни форму». Ребёнок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называет их и запоминает последовательность. Затем он сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.
4. «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами Р. придается и «снимается» какая-либо поза (усложненный вариант - последовательность из 2-3 поз). Его задача - почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.
5. «Замри». Играют несколько детей, один из которых -ведущий. Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внимательно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать, ползать (по договоренности). По сигналу: «Замри», дети воспроизводят позу (позы), которую показывал ведущий.
6. «Двигательная память». Взрослый показывает несколько движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). ребёнок должен повторить эти движения как можно точнее, желательно в той же последовательности.
2. Зрительная память.
1. «Шапка - невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
2. «Восстанови порядок». Приготовьте 5-10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке Предложите Р. запомнить их расположение (15-20 с). Затем он отворачивается, а П. меняет несколько игрушек (предметов) местами. Р. должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны «выстраиваются в ряд; П. меняет местами порядок в ряду.
Это задание может выполняться, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).
3. «Запомни фигуры». Приготовьте набор карточек с различными изображениями.
Объясните Р., что для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.
4. «Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, цвета, предметов, животных, цифр, букв, слов и т.д., а также две колоды игральных карт (например, парой будет считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).
Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.
Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.
5. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Р. предлагается бланк с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). П. предлагает ему показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники -зеленым и т.д.
Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления различных фигур по величине (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.
3. Слухоречевая память.
1. «Магазин». Вы можете послать Р. в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и Р. по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
2. «Пары слов». Предложите Р. запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, Вы называете пары «кошка - молоко», «мальчик -машина», «стол - пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а Р. должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
3. «Восстанови пропущенное слово». Р. зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариантом задания может быть при повторном прочтении замена одного слова другим (из одного семантического поля, например, корова - теленок; близким по звучанию, например, стол - стон); Р. должен найти ошибку.
4. «Повтори и продолжи». Р. называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Вариантами игры могут быть составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); определений к существительному (например, «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
5. «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) Р. запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.
6. «Придумай, как запомнить слова». Объясните Р., что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:
- роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;
- машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
7. «Стенограф» Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Р. читается небольшой рассказ в течение 1-2 минут. Во это время он должен отмечать:
а) «события» (действия) карточками с картинками подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег».). а затем указывать количество предложений в рассказе;
в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.
8. «Мнемотехника». Необходимо запомнить 30-40 не связанных между собой слов, например, дом, кот, лес. апельсин шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе настоящий, «живой» дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея и т.д. Скрепив так между собой все слова. Вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.
 Развитие внимания у дошкольников
1. «Кто прячется?» Взрослый кладет на стол перед детьми 8 фотографий животных. После того, как ребёнок изучил картинки, взрослый просит закрыть глаза, и убирает 2-3 фотографии и спрашивает: «Посмотри, какие животные спрятались?»
2. «Слова» Взрослый ясно говорит, ребёнку от 5 слов, затем просит повторить слова в том же порядке. Например, собака, курица, корова, утка, овечка и т.д. Помимо внимания, эта игра хорошо развивает память.
3. «Что в коробке?» Ребёнку демонстрируются звуки, которые издаются спичечными коробками (можно использовать любую ёмкость) с разным содержимым: песок, пшено, горох и галька. После этого детям предлагается догадаться что находиться в той или иной коробке.
4. «Летать, прыгать, плавать» Взрослый показывает изображения птиц, насекомых, животных, а ребенку без слов, необходимо изобразить то, что показывал взрослый лишь движением. Например, птица — ребёнок имитирует движения полета, лягушка — прыжок, и так далее.
5. «Фрукты и овощи» Взрослый читает названия фруктов и овощей, «топни, — если он слышит название овоща, хлопни — название фрукта».
Игры на развитие мышления у дошкольников
1. «Найди семью» Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед ребёнком раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи.   
2. «Любимая еда» Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед ребёнком раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному найти его любимую еду.
3. «Найди маму малышу» Перед ребёнком раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.
4. «Назови одним словом» Перед ребёнком раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их, одним словом. Например, поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.
5. «Волшебный мешочек» В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, ребёнку предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
6. «Разложи картинки» Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.
7. «Чередование» Предложите ребёнку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например, по цвету: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д. (следует начинать с 2-3 цветов)
8. «Скажи наоборот» Предложите ребёнку игру «Я буду говорить слово, а ты скажи мне его наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, и т.д.
9. «Угадай» Взрослый предлагает угадать о ком или о чём он говорит. Обязательно нужно давать ребёнку конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например, это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко). (Когда ребёнок освоит эту игру можно усложнить её, предложив ребёнку быть ведущим и загадывать)
10. «Найди похожее» Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.
11. «Домашние и дикие животные» Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.
12. «Зима и лето» Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)
Литература:
1. Бородич А.М. Методика развития речи. - М., «Просвещение»,1981 г.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 г.
3. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, «Гринго», 1996 г.
4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, «Гринго», 1995 г

Comments