Толерантность

Отправлено 18 мар. 2019 г., 03:52 пользователем Ольга Проскурина   [ обновлено 18 мар. 2019 г., 03:52 ]
                                           Составила Прокопова Г. Р.
Толера́нтность (лат. tolerare — терпеть, переносить, выносить, привыкать) 
Толерантность в социологии — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных состояний многонационального общества. 
Толерантность формируется под влиянием взаимоотношений в семье, отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Процесс этот происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность. Перед современной жизнью насущной проблемой стало воспитание культуры толерантной личности – то есть личности, обладающей терпимостью к образу жизни, поведению, обычаям, верованиям и идеям других людей. Культура толерантности – понятие очень широкое, включающее в себя как культуру межнациональных отношений, так и веротерпимость, и способность выслушать иную точку зрения, и терпимость к инакомыслию, и общую культуру нравственного развития человека. 
Формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого находящегося рядом, и формирование чувства сплочённости коллектива. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель.
Музыка — неотъемлемая часть культуры любого народа. В ней как нельзя лучше отражается характер нации, ее обычаи, нравы и даже история.
Самосознание и самоидентификация ребенка закладываются на раннем этапе его развития. Это тот стержень духовного воспитания, который должен присутствовать в каждом малыше, позволяя ему приобщиться к истокам национальной культуры, традициям и мировоззрению своего народа.
Именно поэтому с незапамятных времен на Руси основу воспитательного процесса детей в возрасте до 10 лет составляли народные сказки и предания, песни и танцы, игры и обряды. Ребенок, воспитываясь в привычной для него языковой среде, без труда запоминал не только специфические речевые обороты, но и постигал красоту народной музыки, которая ассоциировалась у него с родным домом, природой, окружающими его людьми и общественными устоями.
К сожалению, этническим связям в воспитательном процессе сегодня придается второстепенное значение. Исследования показывают, что лишь в 20% детских дошкольных учреждений России сегодня на уроках и в игре присутствуют элементы народного творчества, и лишь 7% детских садов вводят в образовательные программы музыку, имеющую ярко выраженную этническую окраску.
Между тем, именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у ребенка так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость. Народная музыка является основой патриотического воспитания ребенка, позволяя привить ему любовь к своей стране, проникнуться национальным колоритом и выкристаллизовать чувство собственного достоинства. Поэтому уже с первого года жизни малыша ему необходимо прививать любовь к народной музыке, которая отвечает за нравственный и духовный аспекты его развития.
Народная музыка достаточно легка для понимания детей и при этом имеет богатую эмоциональную окраску, передавая различные чувства. Слушая ее, ребенок учится сопереживать, проникаясь радостью либо грустью, а также безошибочно определяя, какой именно информационный посыл содержится в том или ином музыкальном произведении.
Народная музыка включает в себя несколько основных категорий, о каждой из которых в дошкольном возрасте ребенок должен иметь четкое представление. В первую очередь, это обрядовые песни, связанные с традициями того или иного народа, которые представляют собой старейший и самый обширный пласт национальной культуры. Кроме этого, малышу необходимо на примере показать, что представляют собой частушки и сельский фольклор.
Огромное значение при развитии ребенка играют детские народные песни – колыбельные, потешки, пестушки и прибаутки. Они обладают не только удивительной образностью, но и выполняют воспитательную функцию, готовя малыша ко взрослой жизни, прививая ему правильное мировосприятие, уча и предостерегая, а также формируя его личностные качества.
На начальном этапе развития ребенка народные песни можно исполнять самостоятельно либо давать их слушать в аудиозаписях. Впоследствии очень важно, чтобы ребенок, овладевший техникой пения, освоил некоторые из них. Это позволит ребенку научиться правильно строить музыкальные фразы, улавливая песенные интонации, расширить свой кругозор и пополнить словарный запас.
При этом очень важно, чтобы ребенок понимал, о чем поет. Поэтому перед тем, как разучить с ним народную песню, необходимо рассказать, чему она посвящена. Яркая и интересная история способна надолго врезаться в память ребенку и повысить его интерес к народному творчеству.
Народная музыка всегда была действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. У детей возникает интерес и потребность овладевать произведениями народной музыки, которая сегодня по разным причинам находится на периферии внимания дошкольных учреждений и школы или вовсе вне её поля зрения.
Народная музыка должна стать исходной точкой, музыкального воспитания и образования личности. Одновременно с родной речью ребёнок должен учиться и родному художественному и музыкальному языку. Получая знания народных художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует фундамент культуры.
Музыка — тот вид искусства, который не требует перевода. Она объединяет народы и доказывает, что не смотря на множество различий, мы все очень похожи. Подтверждает это и тот факт, что у многих народных инструментов есть аналоги в других культурах и даже названия инструментов созвучны. 
Так на своих занятиях с детьми я часто использую музыку и песни различных народов. Перед прослушиванием коротко рассказываю о том где живет этот народ, как выглядит его народный костюм. Рассказываю о характере музыки или песни, почему она звучит именно так, какие музыкальные инструменты звучат и как они выглядят. Какие характерные движения танцев этого народа. Рассказываю о красоте природы, о красоте костюма, о красоте обычаев и красоте самого народа. И уже во время прослушивания я вижу реакцию на музыку, которая оставляет прекрасный отпечаток в памяти детей. А исполняя несложные движения под музыку в характерной для этой  народности манере, дети получают огромное удовольствие. Я знаю, что это останется в памяти и когда-то, во взрослой жизни, услышанная знакомая мелодия будет понятна во всей ее необычной и непривычной по звучанию красоте. Надеюсь, что умение увидеть красоту культуры разных народов будет вызывать самое важное чувство – это уважение.
sibac.info/studconf/hum/lviii/84778
www.detskiysad.ru/fonoteka/narodnaya.html

Comments