Музыкальный фольклор как одна из форм здоровье сберегающих технологий в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Отправлено 5 мая 2019 г., 11:32 пользователем Ольга Проскурина
                            Составила Прокопова Г. Р.
         Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности а так же  физическое и психическое здоровье детей. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги.
Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.
Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение.
Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров.
          Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребенка и родителя. Одно из основных направлений моей работы применение технологии сохранения и стимулирования здоровья на музыкальных занятиях. Это ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая. Все перечисленное давно придумано нашими предками и передавалось из поколения в поколение в устном и песенном народном творчестве. 
Фольклор - самая непринужденная школа жизни. Детский фольклор – школа детства, доброжелательная, искренняя и доступная для каждого ребёнка, несложная для каждого родителя, бабушки и дедушки.  Здесь не надо особого таланта – было бы только желание, а результат налицо. Ребёнок, ощутив с раннего детства теплоту и заботу, отдаст её позже, став взрослым, в заботе о своих детях и родителях. И эта ниточка связи поколений не должна прерываться. 
В детском фольклоре безгранична сила доброжелательного слова, но более всего родного слова, родной речи, родного языка. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно.
Использование детского фольклора на музыкальных занятиях предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности: песен, плясок, хороводов, игр. Детский фольклор развивает у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат. Весь организм ребенка вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально – творческие способности детей.  Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру и рисункам танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд огромной силы. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что положительно сказывается на точности интонирования.
Пение как форма звукового самовыражения является мощным средством духовного воспитания. Ребёнок, овладевая многообразными музыкальными средствами, создаёт музыку, выступая как творческая личность. Только в творчестве вырабатывается определённый уровень культуры и реальное музыкальное развитие человека. 
Помимо нравственного здоровья пение также укрепляет и физическое здоровье. Народная манера пения требует участия в звукообразовании всего организма, способствуют его развитию и укреплению.
Исследования подтверждают то, что у поющих людей лучше развита сердечная мышца. В момент пения колебанием головных связок и звуковых волн осуществляется массаж всего организма. Активной работой легких осуществляется массаж внутренних органов. Снимается подавленное душевное состояние, поднимается настроение. Пение в ансамбле способствует сплочению, разумному общению. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям, значительно повышается музыкально-речевая активность, что способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта.
Жанры детского фольклора для использования на музыкальных занятиях:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз. Игры, песни, пляски, хороводы.

«Сердце отдаю детям», Сухомлинский В.А., 
       издательство “Радяньска школа, 1974 г.
2. «Русский детский фольклор», М.Н. Мельников,
     Рус.яз. и лит.” 1987г. Г.М. Науменко
3.  «Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению» 
     Г.М. Науменко «Современная музыка» 2013
«Этнография детства» Г. М. Науменко 
      Сборник этнографическихматериалов 1998 г.
5.  «Русские народные песни, игры, хороводы в детском саду» 
     И. И. Веретенников 2013 г.

Comments